Пишу для того, чтобы получить отзывы/мнения/советы по продвижению и саморазвитию.
Стараюсь, чтобы ответить на вопросы друзей/знакомых/родственников о том, чем я занималась, и как можно заняться тем же самым, не отходя от школы/вуза/основной работы.
читать дальше
Содержание:
- С чего начинается «копирайтер»?
- Чем журналист отличается от копирайтера?
- Что потребуется для начала?
- Где искать заказчиков?
- Сколько мне будут платить?
- С какими трудностями придется столкнуться?
С чего начинается «копирайтер»?
Условие 1. Отсутствие денег = пустой желудок.
Условие 2. Наличие желаний и мечт, для осуществления которых нужны деньги.
Условие 3. Отсутствие времени/сил на походы в офис для просиживания попы.
Условие 4. Наличие Интернета и базовых навыков его использования.
Условие 5. Присутствие в голове знаний о мире, наблюдательность и желание изучать.
Чтобы докатиться до судьбы копирайтера, вам нужно захотеть денег. Не путайте с желанием «работать». Если вы не видите разницы, прочтите книгу Р. Киосаки «Богатый Папа - Бедный Папа», там подробно описано, каким должно быть мышление человека, чтобы он начал зарабатывать, а не вкалывать от звонка до звонка. Те, кто хочет работать журналистом, должны идти в журналистику. Те, кто хочет денег и не хочет работать, идут в копирайтинг.
Условие 2. Наличие желаний и мечт, для осуществления которых нужны деньги.
Помимо абстрактного желания хрустеть купюрами нужна красивая мечта, без нее копирайтер мгновенно потеряется в череде бездушных текстов. К сожалению, книг по поиску мечт пока не написали, но вы можете сходить в детский сад и понаблюдать там за ребятишками - их полет фантазии очень полезен для копирайтера.
Условие 3. Отсутствие времени/сил на походы в офис для просиживания попы.
У вас должны быть объективные причины, по которым вы не можете посещать офис и вообще ходить на «нормальную» работу. Дело в том, что простое отсутствие желания поднять зад и переместить его в коллектив, не является достаточным. Нужно, как минимум, быть студентом на очном отделении, а, как максимум, многодетной матерью или отцом. Вы должны относиться к этой работе серьезно.
Условие 4. Наличие Интернета и базовых навыков его использования.
Нельзя стать копирайтером без полноценного доступа к Интернету. Скорость соединения должна быть устойчивой, потому что вам придется не только получать/отправлять заказы, но еще и активно искать данные в Сети.
Условие 5. Присутствие в голове знаний о мире, наблюдательность и желание изучать.
Самое последнее (но только по порядку, а не по значимости для пользы дела) - желание изучать новое и познавать мир. При всем пафосе и абстрактности этих талантов, они абсолютно бесценны для копирайтера. Представьте, что каждый день вы будете получать тонны сжатой до экспресс-курсов информации, которую в тот же день потребуется переварить, обработать и описать своими словами. И речь идет именно о копирайтинге, рерайт (буквальная переписка текста словами-синонимами) никакого отношения к этому процессу не имеет. Если вам нравится узнавать новое, вы уживетесь в шкуре копирайтера.
Полезные материалы:
- Р. Киосаки, «Богатый папа - бедный папа». (купить, читать)
- «Интернет для чайников». (купить)
- «Секрет». (смотреть)
Чем журналист отличается от копирайтера?
Всем. Это две совершенно разных профессии, который касаются друг друга только при переходе человека из одного состояния в другое. Еще встречаются люди-гибриды, но эта форма слишком неустойчива. Либо вы давитесь «килознаками» в роли копирайтера, либо открываете людям глаза на правду в роли журналиста. Третьего не может быть дано, и вы ощутите это на собственной шкуре через несколько лет работы.
Причина 1. Цель журналиста - показать правду. Цель копирайтера - выдать как можно больше текста.
Причина 2. У журналиста есть редактор, корректор и главный редактор. У копирайтера (иногда) есть совесть.
Причина 3. Журналист всегда подписывается своим именем. Копирайтер изо всех сил скрывает его.
Причина 4. В помощь журналисту: коллеги, командировки, рабочее место, репутация, образование, опыт. В помощь копирайтеру: фантазия, скупые данные из Сети, голод.
Причина 5. Журналист - должность, записанная в трудовой. Копирайтер - клеймо, вырезанное с внутренней стороны черепной коробки.
Причина 1. Цель журналиста - показать правду. Цель копирайтера - выдать как можно больше текста.
Прежде всего, расставлю точки над i. Я пишу о «среднестатистических» журналистах и копирайтерах. Образ составлялся на основе знакомства с представителями обеих профессий. Выдающихся и гордых своей работой копирайтеров, а также самоучек журналистов, которые пишут за «килознаки» просьба не нервничать - автор статьи «нуб и апазорился» уже много раз, поэтому не стоит утруждать себя очередной гневной тирадой. Читали, знаем. Да, даже это. И это тоже. И это.
Причина 2. У журналиста есть редактор, корректор и главный редактор. У копирайтера (иногда) есть совесть.
Приступая к работе над очередной статьей, журналист (если он предан профессии) стремится подать факты в самом объективном из возможных ракурсов. Копирайтер, с другой стороны, предпочтет выбрать тот ракурс, где можно разлить больше ненужных слов (то есть «воды»). Статья про васильки у журналиста получится небольшой, зато из нее читатель узнает что-то новое про эти цветы, улыбнется или загрустит и останется доволен прочитанным. Копирайтер статью про васильки сделает гигантской, ведь это одна из самых благодатных тем - любой человек знает хотя бы что-то о цветах, а васильки - это цветы. В тему здесь анекдот об экзаменационном ответе студента, который выучил билет про блох, а вытащил билет про рыбу: «Рыба покрыта чешуей, но если бы она была покрыта шерстью, там были бы блохи, которые...». Так пишет голодный копирайтер.
Причина 3. Журналист всегда подписывается своим именем. Копирайтер изо всех сил скрывает его.
Надзиратели делают жизнь человечества добрее. Общая внимательность группы студентов, школьников или шахтеров зависит от того, находится ли надзиратель в поле зрения. Редактор, корректор, даже коллеги-журналисты не дают журналисту схалтурить и выдать посредственный материал. Контроль качества происходит не только на этапе сдачи, но и на этапе сбора информации, составления планов и так далее. Копирайтер (как и любой другой фрилансер) контролируется только временным заказчиком и собственной совестью. Некоторые заказчики бывают постоянными (срок от 1 года до 3 лет, реже дольше). В любом случае, заказчик контролирует только соответствие текста поставленному заданию. Если текст подходит под технические требования (количество знаков, ключевые слова, тематика, абзацы, реже форматирование), он будет принят и оплачен. Его фактический смысл и ценность не имеют значения. Саморазвитие возможно только для очень совестливых копирайтеров, которые мечтают стать профессионалами.
Причина 4. В помощь журналисту: коллеги, командировки, рабочее место, репутация, образование, опыт. В помощь копирайтеру: фантазия, скупые данные из Сети, голод.
Журналист - это профессия, в которой репутация очень важна. Имя постоянно сопровождает настоящего журналиста, оно его хлеб, его Эго, его ЧСВ. Копирайтер прячет свое имя за ник-неймом, либо вообще никак не подписывает работу. В любом случае, читателю чаще всего безразлично, кто написал текст, который привел его на сайт из поисковика. Если вы хотите купить мебель, текст о ее пользе для дома вам, в конечном счете, глубоко по барабану.
Причина 5. Журналист - должность, записанная в трудовой. Копирайтер - клеймо, вырезанное с внутренней стороны черепной коробки.
Поскольку журналист - это древняя и сложившаяся в коллективном бессознательном профессия, он предполагает определенную атмосферу. Принято делать набор вещей, соответствующих образу и статусу журналиста. Например, советоваться с коллегами, опрашивать свидетелей происшествия, отправляться в рабочие командировки и даже (вот ужас-то!) заканчивать ВУЗ по специальности «Журналистика». Но специальности «Копирайтер» нет. Как нет и традиций, командировок, свидетелей, происшествий, коллег. То есть все это теоретически могло бы быть, да вот только какой смысл, если итак работает? Это делает копирайтинг куда суше и черствее журналистики, лишает любого намека на романтику и убивает желание заниматься делом всерьез. Поэтому очень важно, чтобы у вас было много других мотивов работать таким образом.
Официальный тон всегда ведет к соблюдению этикета, правил приличия, традиций и норм. Журналисты по профессии и духу не позволят себе «не перечитать текст», «не сдать заказ через неделю после дэдлайна», «не ознакомиться с исходным материалом», потому что на кону должность, зарплата, чистота трудовой книжки. Копирайтеры могу делать что угодно, на кону максимум добрые отношения с заказчиком, минимум - гонорар за один заказ.
Полезные материалы:
- Л. Парфенов, Речь на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева (смотреть)
- Факультет журналистики МГУ, вступительные экзамены (смотреть)
- Н. Галь, «Слово живое и мертвое» (купить, читать)
Что потребуется для начала?
1. Ник-нейм, электронный ящик с соответствующим ник-нейму логином.
2. Программы icq и skype (либо их аналоги).
3. Текстовый редактор (самый популярный - Microsoft Word).
4. Электронный кошелек (популярны - webmoney, Яндекс-деньги).
5. Короткое резюме-визитка с контактными-данными о вас.
1. Ник-нейм, электронный ящик с соответствующим ник-нейму логином.
Выберите себе ник-нейм, так удобнее работать в Интернете. Запомнить обычное имя гораздо сложнее, чем качественный ник. Вась, Оль, Наташ и Петь сотни, тысячи. Пусть ваш ник будет неброским, но понятным. Используйте его для регистрации на форумах, сайтах, в социальных сетях. Он не должен быть вызывающим или детским, о том, как его выбрать, написано много умных статей в интернете. Иногда удобно работать по разным темам под разными никами.
2. Программы icq и skype.
Научитесь использовать icq (аська) и skype. С их помощью в большинстве случаев вы будете общаться с заказчиками.
3. Текстовый редактор.
Чтобы писать, вам понадобится текстовый редактор. Самые популярные типы файлов, которые принимают заказчики - это .doc (программа Microsoft Word) и .txt (программа «Блокнот», установленная по умолчанию в Windows). В Word встроена проверка орфографии, она помогает по началу. Бесплатной заменой Microsoft Office является Open Office.
4. Электронный кошелек (популярны - webmoney, Яндекс-деньги).
Электронный кошелек нужен для того, чтобы получать деньги. Поймите, что разные заказчики используют разные системы. В основном это WebMoney, но встречается всякий народ. Обязательно заранее зарегистрируйтесь в популярных системах, изучите их и добейтесь статуса, при котором можно выводить средства из электронного кошелька в банк или на вашу пластиковую карту. Например, в WebMoney нужно получить начальный аттестат, чтобы без проблем осуществлять операции. Кошелек - это самое важное в работе копирайтера, и если после первых заказов вы окажетесь перед неприятной ситуацией, когда у вас есть деньги, но вы не можете их потратить на еду/одежду... Это демотивирует. Очень.
5. Короткое резюме-визитка с контактными-данными о вас.
Резюме-визитка должна быть всегда под рукой. Чтобы вы не забыли случайно передать часть информации потенциальному заказчику. Через пару месяцев вы наизусть будете помнить эти данные, но по первости не мешает сделать отдельный файл для самых важных сведений.
Где искать заказчиков?
Заказчики водятся в самых разных местах. Их можно найти бродящими по супермаркетам готового контента, судорожно бегающими через фриланс-порталы и даже отдыхающими где-нибудь на Канарских Островах.
1. Порталы фрилансеров.
2. Порталы готового контента.
3. Собственные сайты.
4. Поиск через знакомых.
5. Другое.
1. Порталы фрилансеров.
Порталы фрилансеров сейчас плодятся в большом количестве. Есть тематический фриланс (художники, верстальщики, фотографы, копирайтеры), есть крупные совместные порталы (пример - free-lance.ru). Здесь нужно зарегистрироваться сразу, вдумчиво заполнить анкету и вступить в сообщества по своему направлению. Через сообщества вы обретете правильные знакомства, поднимите в глазах потенциального заказчика уровень своего профессионализма и, возможно, научитесь уму-разуму. Смотреть ленту заказов здесь нужно очень часто: утром, в обед и вечером, как минимум. Тут голодных студентов больше, чем где-либо еще. Они готовы урвать у вас заказ, даже если им почти не заплатят. Конкуренция идет по принципу: кто предложит меньшую цену.
2. Порталы готового контента.
На порталах готового контента первое время (несколько месяцев при свободном графике) вы будете работать в режиме полной неопределенности. Здесь вы пишите статью, выкладываете и ждете, когда кому-нибудь она понадобится. Если вы сможете понять рынок статей по своей тематике, их будут раскупать гораздо быстрее. Часто заказчик сам выходит на контакт, если ему понравилась купленная у вас статья. «Давочной» конкуренции тут не бывает, вы вряд ли будете общаться с коллегами, а цену своим текстам будете выбирать исходя из собственных представлении о рыночной целесообразности. Здесь не нужно то и дело проверять ленту заказов, а продаваться статьи будут автоматически.
3. Собственные сайты.
Искать потенциального заказчика на его собственном сайте лучше всего, когда у вас уже появится портфолио. Если его нет, вы можете составить несколько пробных статей, но с пустыми руками ходить по рунету таким образом бесполезно. Суть способа в том, что вы ищите сайты с небольшой посещаемостью по тематике, которую знаете хорошо или очень хорошо. Связываетесь с владельцем сайта и предлагаете написать цикл статей. Бывают разные ситуации, но мне таким образом удавалось не только найти работу, а даже получить даром неплохие сайты. Главное здесь запастись терпением и уметь использовать поисковики, потому что лазать в дебри не всякий любит, а ведь именно там и спрятана золотая жила.
4. Поиск через знакомых.
Поиск через знакомых - это когда вы с друзьями-копирайтерами страхуете друг друга и передаете друг другу заказы. С незнакомыми людьми в таких вопросах лучше не экспериментировать. Бывает, что даже человек, которого ты знаешь уже несколько лет, устраивает крупную «подставу». Но это не означает, что вы теперь должны вокруг искать врагов и никому не доверять. Просто держите в голове, что хороший заказ у вас могут попросту отобрать.
5. Другое.
Другое. Это самый интересный, с точки зрения эффективности, способ. Вы не поверите, но именно «Другое» позволяло мне вылезти из зимней спячки, вызванной нехваткой еды в холодильнике. Заказы порой сваливаются с неба: объявления в газетах, разговор со знакомыми, случайный клик мышью по баннеру... Словом, не отказывайтесь от случайных заказов, по крайней мере, до тех пор, пока не встанете на ноги. А лучше не отказывайтесь от них никогда - всегда передавайте заказ, который не можете выполнить самостоятельно, знакомым копирайтерам. В ответ они сделают то же самое.
Полезные сайты:
- Супермаркет готового контента Textsale.
- Портал фриланса (крупнейший в рунете).
Сколько мне будут платить?
Речь идет о начале вашей карьеры. Что будет в ее конце, полностью зависит от вас. Я просто не берусь озвучивать предельные суммы. Но точно знаю, с чего стоит начать.
Набейте руку на плохеньких текстах по 0,5 у.е. за 1к знаков в больших объемах. Пусть они будут не слишком красивыми, а доход не особо большим - этот барьер вам придется пройти в любом случае. Либо (если вы заломите цену) кто-нибудь не слишком добрый опустит вас с небес на землю, да так, что мало не покажется. Либо вы медленно, но верно, поползете вперед. Такие тексты будут покупать как горячие пирожки. Главное не переусердствуйте с посредственностью. В любом тексте должен быть хотя бы минимальный смысл. Первые тексты, написанные по такой цене, лучше не добавлять в портфолио по понятным причинам.
Очень хорошей ценой в среде заказчиков после кризиса (да, по копирайтерам он тоже ударил) считается 1 у.е. за 1к знаков. Конечно, речь идет о молодых работниках. Большая часть случайных заказов будет прилетать на вашу голову с таким условием.
Выползайте на уровень 2-3 у.е. за 1к знаков и усаживайтесь на нем. Это неплохие деньги. Если за день вы сможете выдавать хотя бы 15к знаков, то будете получать за один рабочий день 30-45 у.е., что эквивалентно 870-1300 р. (по курсу 1 у.е. = 29 рублей). Согласитесь, это уже очень даже неплохо. Особенно если речь о студенте. За час у меня получается без особого напряга выдать 4-5к знаков. То есть это три часа плотной работы.
Все, что будет выше этих расценок, рассчитывается исходя из профессионализма копирайтера, сложности заказа и его объема. Большие заказы редко оплачиваются по хорошему тарифу. На маленьких вы далеко не уедете. Решать исключительно вам, и к тому моменту, когда вы встанете на распутье, моя статья вам будет уже не нужна.
С какими трудностями придется столкнуться?
1. Лень.
2. Отсутствие времени.
3. Сложность заказов.
4. Недобросовестность заказчика.
1. Лень.
Главная проблема копирайтера - лень. Работа на дому дает возможность спать, сколько захочешь, откладывать все до последних сроков и беззаботно смотреть сериалы почти круглосуточно. Боритесь с ней по науке, есть много психологических способов справиться с этим врагом человечества. Приводить их в и без того большой статье я не стану.
2. Отсутствие времени.
Отсутствие времени - это не лень, а объективный фактор. Вы учитесь или работаете в другом месте. Поставьте для себя четкие приоритеты, насколько важен для вас копирайтинг. Если он второстепенен, отказывайтесь от заказов, даже если они выглядят заманчиво. Лучше вы все будете сдавать в срок - так ваша репутация в глазах интернет-сообщества поползет в гору. Если копирайтинг на первом месте, отменяйте все остальное до тех пор, пока не сдадите заказ. Пусть знакомые не обижаются - вы работаете, а не отлыниваете. Если отсутствие времени вообще не дает вам возможности работать, еще раз оцените приоритеты. Копирайтинг на втором месте? Бросайте.
3. Сложность заказов.
Очень редко вам будут попадаться заказы с повышенной сложностью. Как правило, текст элементарен. Для его написания нужно прочесть базовый материал, и все. Но иногда сложность явно завышена. Убедитесь, что за это доплатят. Если не доплатят, не беритесь. Если не доплатят, но интересно - беритесь, но помните, что вам придется получить от процесса удовольствие. Иначе зачем взялись?
4. Недобросовестность заказчика.
Сколько я ни пыталась вспомнить примеров, мне не удалось. Недобросовестный заказчик - это миф, придуманный ленивыми авторами книг. Если вы проверили профиль человека, с которым будете вести дела, считайте, что все уже в порядке. Жуликов в копирайтинге отыскать очень сложно. Ну, а если отыщите - пишите, будем устраивать облаву на этого редкого зверя.
Полезные материалы:
- Яна Франк, «365 дней очень творческого человека», ежедневник (купить)
- Яна Франк, «Муза и чудовище» (читать о книге, купить)
Статья вышла большой. Но короче выразить все нюансы у меня не получалось. Надеюсь, она поможет кому-нибудь пройти интересной дорогой копирайтера. Мне самой эта дорога нравится, я узнала очень много нового и могу теперь делать ремонт с закрытыми глазами. По крайней мере, в теории.
@темы: Разное